mermaids_tarot (mermaids_tarot) wrote in ru_tarot,
mermaids_tarot
mermaids_tarot
ru_tarot

Categories:

О таро и соционике

Общее
 
Есть и в той и в другой системе одна общая деталь: деление людей на шестнадцать различных типов, которые составляют группы из четырех человек, объединенных одной общей идеей. В соционике это квадры, в Таро – карты двора относящиеся к одной масти.
В соционике есть четыре главные функции, составляющие пары противоположностей: логика-этика, сенсорика-интуиция. А в таро есть четыре связанные со стихиями масти, так же попарно противоположные: воздух и земля, огонь и вода.
Эти сходства сразу бросаются в глаза тем, кто занимается одновременно таро и соционикой. И возникает закономерное желание найти другие, менее очевидные соответствия между двумя системами. Как правило, останавливаются на том, чтобы на основании субъективного восприятия обеих систем связать функции с мастями, а ТИМы с дворовыми картами. А поскольку существует множество взглядов на то, к чему относится какая функция, полученные системы соответствий отличаются друг от друга, единства между выводами разных теоретиков-практиков нет. При этом, на мой взгляд, все полученные схемы имеют в себе изъян – они чрезмерно сухи, научны. Система таро не только психологична и рациональна, но и связана с мистическим знанием, которое обретается через чувство и интуицию. Известно, что для понимания карты нужно не столько прочесть о ней, запомнить и усвоить, но и посмотреть изнутри, оценить энергию и атмосферу карты, прочувствовать ее на себе. Тогда подход получается уравновешенный – с одной стороны есть возможность анализа карты на основании известного о ней, с другой – происходит более глубокое восприятие качеств и энергий карты, нежели это возможно исключительно с помощью разума.
Масти таро это не только какие-то свойства, или какие-то сферы социальной жизни. Изначально они являются стихиями, первоэлементами, и уже потому они шире того, что мы может назвать логикой или этикой, разумом или чувством. Они включают в себя больше, чем только человеческие способности, дела, качества. Стихия огня, представленная мастью жезлов, может олицетворять огонь духа, а стихия воды – поднимающееся из глубин бессознательного. В то же время функции соционики ограниченны, и в некоторой степени оторваны от первоэлементов. Эти функции и масти таро образуют разные пласты действительности, и соотносить их друг с другом напрямую, значит придти к искусственной, склеенной вкривь и вкось конструкции.
 
Роли дворовых карт и ТИМы соционики
 
Карты двора в таро представляют четыре разных возраста и социальных статуса. Паж это ребенок или новичок, мальчик на посылках, не занимающий высокое положение или магический ребенок только учащийся стать волшебником. Рыцарь это задор и огонь юношества, когда при явно недостаточном опыте и знаниях хочется вершить великие дела. Королева знаменует переход к зрелости или женские черты личности, связанной с той или иной стихией. А король своего рода начальник, глава семьи, человек, добившийся много в своей области. Его трон это результат его умений и реализованных талантов. Каждый занимает свое положение, и очевидно, что положение короля самое престижное и уважаемое. Мы можем защитить пажа тем, что скажем будто в открытости и непосредственности детства есть много прекрасного, но тем не менее делать, что хочет, может именно король. У ребенка мало возможностей, потому он малого достиг.
В соционике же все типы равны друг другу по положению в системе. Среди них нет зрелых и незрелых, их можно сравнить с разными профессиями – хирург, художник, музыкант, руководитель, психолог… Разумеется, мы можем найти бездарного хирурга и гениального художника, но сравнивать профессии исходя из личных достижений разных людей нельзя.
Поэтому взяв масть пентаклей, мы не можем соотнести ее персонажей ребенка, подростка и двух зрелых людей с типами, которые равны по своему положению. Если бы мы сказали, что пентаклям соответствует сенсорика, то четыре сенсорных типа – Дюма, Жукова, Наполеона и Габена пришлось бы соотнести с пажом, рыцарем, королем и королевой. Но кто тогда король, а кто паж? Или иначе – кто стоит на самой высокой ступеньке социальной лестнице, а кто находится у ее подножья? Ряд ли адекватно было бы проводить такое деление.
На мой взгляд, жесткое соотнесение типов с дворовыми картами выходит со скрипом. Куда интереснее и даже точнее было бы соотносить ТИМы с отдельными арканами таро. Например, Дон Кихота с тузом мечей, рыцарем мечей и пятеркой мечей. Наполеона с королем жезлов, рыцарем жезлов и тройкой чаш. Каждый ТИМ может соотносится с одной, несколькими или никакой из карт двора, но он может быть хорошо передан с помощью других карт. При этом соотнесение должно быть свободным, легким, основывающемся на ощущении.
 
О соционических функциях и мастях
 
В соционике каждая функция имеет два аспекта – экстравертный и интровертный, которые хотя и принадлежат одной плоскости, имеют существенные различия. Для примера можно взять два вида логики. Интровертная логика отвечает за способность логически мыслить, аргументировано излагать свою точку зрения, заниматься интеллектуальной работой. Экстравертная логика относится к желанию зарабатывать, умению хорошо чувствовать экономические тонкости и предпринимательству. Человек, у которого базовая функция – интровертная логика это типичный математик или философ, погруженный в проблемы сложных вычислений или устройства вселенной. А обладающей базовой экстравертной логикой это бизнесмен, держащий нос на ветру и готовый мгновенно среагировать на колебание валютного курса. Один из них – сосредоточенный на решении внутренних задач аналитик, а другой во всех смыслах человек мира сего. Даже во внешнем виде будет заметна разница – один будет выглядеть достаточно небрежно, а другой одетым неплохо, потому что первому нет дела до внешних дел, а второму важно, как он будет выглядеть перед другими. Казалось бы, за умение одеваться отвечает сенсорика, но не всегда только она.
Также происходит с остальными соционическими функциями: сенсорика делится на экстравертную – умение надавить, заставить, собственная сила воли, и интровертную – хороший вкус, ощущение, осязаемый мир; интуиция – на интуицию возможностей, восприятие перспективного-бесперстпективного и интуицию времени – способность хорошо чувствовать ход времени, дух эпохи, восприятие истории; этика на этику эмоций и этику отношений.
Различия в зависимости от экстра или интровертности соционических функций столь значительны, что нельзя ими пренебрегать, нивелируя эти особенности до просто «логики», или просто «этики», поэтому, в конечном счете, соционических функций оказывается восемь, а не четыре. В таро тем временем остаются те же четыре стихии. И уже встает вопрос не о том, как соотнести четыре с четырьями, а восемь одних с четырьмя другими.
Общее здесь то, что как в соционике функции делятся на два аспекта в соответствии с вертностью, оставляя одно активным, а другое пассивным, так и в таро существует деление по признаку активности: две масти, соответствующие стихиям огня и воздуха, относятся к активным, и две – вода и земля – к пассивным.
В соответствии с этим я буду сопоставлять соционические функции с мастями таро.
Огонь, как самая активная из всех стихий, не имеет в себе пассивного аспекта. Поэтому жезлы связаны с экстравертной сенсорикой и экстравертной этикой. Первое – огненная воля, способная двигать горы, или подавлять людей; такое качество, как пассионарность, когда горящий идеей человек способен зажигать и вести за собой толпы. Второе – это взрыв эмоций, страсть, гнев, вожделение, воинственность, неукротимая сила пламенного чувства. Все вместе это туз жезлов, стихия огня. А еще – Жуков и Наполеон.
Стихия воздуха, которую интуитивно можно описать словами свобода, чистое сознание, трезвость ума, интеллектуальная сила, полет мысли, горные вершины, открытия, гений, представлена мастью мечей. Металл лезвия холоден и тверд, он разрубает запутанные узлы и решительно, без жалости и переживаний. С этой мастью соотносятся интровертная логика, которая отвечает за силу мышления, способность анализировать и видеть систему в казалось бы несвязанных явлениях. Это сила разума. Другая функция соционики, близкая мечам – это интуиция возможностей, отсекающая бесперспективное от перспективного, и молниями догадок помогающая быстрее двигаться к цели, к открытию. Она же управляет интеллектуальным творчеством. Интуиция возможностей – орлиные глаза исследователя, его способность видеть вдаль и вширь, дальше ограниченности текущего момента.
Дон Кихот, ТИМ, черта которого – пронзительное и новаторское мышление, изобретательность и талант видеть то, чего не видят другие, пожалуй, самый яркий представитель масти мечей.
Стихия земли представлена мастью пентаклей. Главная ценность этой масти – комфорт и материальное благополучие, здесь и сейчас, теплый дом, обеспеченность, уют. Огню нужно движение и материал, чтобы гореть, воздуху – интеллектуальный рост и возможность творить, а земля желает укорениться, занять прочное положение. Деловая логика является двигателем, средством достижения этого желания. Ей присущи такие черты, как предприимчивость, трудолюбие, чутье прибыльных мест, а также бережливость, которая помогает сохранять каждую копейку, и не пускать по ветру заработное (= не отдавать воздуху, оставлять земное земле). Деловая логика это не только зарабатывание денег, но и обычная бытовая умелость – когда и гвоздь забить, и кран починить. В доме такого человека все ладится, а хозяина называют рукастым, и связано это с родственностью стихии земли и деловой логики.
Также земле близка интровертная сенсорика, отвечающая за хороший вкус, умение создать уют вокруг себя, и тягу к приятным ощущениям. А сами такие ощущения – вкусные запахи, хорошо приготовленная еда, комфортная одежда и жилье, эстетика окружающего пространства – все это относится к земле. Королевы земли, мягкие, близкие земле люди, - Габен и Дюма, а король земли, хозяин – Штирлиц.
Чаши, связанные со стихией воды, олицетворяют мир чувств (не эмоций), интуицию, мистику, и глубины бессознательного. Когда поверхность воды спокойна, дно ее не обязательно будет таким же – в нем могут происходить самые разные вещи. Пословица «в тихом омуте черти водятся» как раз об этом. То, что со стороны выглядит как неактивное, может скрывать в глубине какие-либо процессы. Вода обманчива, и глубока, поэтому она ассоциируется с бессознательным. Этика отношений, интровертная этика, лучший инструмент психолога, который хочет разобраться с тем, что происходит во внутреннем мире человека. Докопаться до сути, уловить самое главное, и почувствовать, что же там… Достоевский, или Психолог, по своей натуре очень мягкий, спокойный тип. Как вода. В то же время, он очень наблюдателен и способен видеть то, что люди утаивают. Здесь связь воды и интровертной этики, самой сильной функции Достоевского. Интуиция времени отвечает за способность чувствовать течение времени, которое как река. Время огня – это миг, краткое «сейчас», вспышка. Там времени нет, только кадры, мгновения, действия в единицу времени. Перетекание часов, дней, эпох – близость воды и времени. 
Обобщая вышесказанное: жезлы связаны с двумя экстравертными аспектами сенсорики и этики, мечи с экстравертной интуицией и интровертной логикой, пентакли с экстравертной логикой и интровертной сенсорикой, а чаши с интровертной этикой и интровертной интуицией.
При этом нет четкого соответствия между соционическими ТИМами, и картами двора, но каждый ТИМ может быть выражен картами соответствующих ему стихий.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments